Госдума приняла закон о повышении в 2026 году минимального размера оплаты труда (МРОТ) сразу на 20% — до 27 093 с нынешних 22 400 рублей. В парламенте уточнили, что это «будет способствовать увеличению зарплат для 4,5 млн человек». Вопрос в том, что от этой прибавки останется за вычетом реальной инфляции и 13-процентного налога на доходы физических лиц. Эксперименты показали: ничего!
Всезнающий Росстат утверждает, что в 2025 году доля работающих граждан с зарплатой ниже МРОТ составила 2,6%. С учетом того, что, по официальным данным, общее число занятых в России составило около 75 млн, численность самых низкооплачиваемых должна быть меньше 2 млн человек. И тут не уйти от сравнений. В странах ЕС «минималку» получают 13 млн работников, а в семи странах ЕС их доля 10% и выше. В список входят Болгария и Франция, Словения и Румыния, Греция и Польша...
В Германии еще пару лет назад низкооплачиваемых было 7,5 млн, но к нынешнему году их число сократилось до 6,4 млн. Основная причина — повышение минимальной зарплаты. Сегодня она составляет 12,82 евро в час, что при месячной нагрузке в 160 часов выливается в 2051 евро, или 186 тысяч рублей. То есть в 8 раз выше российской.
Учтем, что и среднемесячная зарплата в Германии брутто составляет 4200 евро (2600 евро после вычета налогов, в рублях это 240 тысяч). Получается, минимальная немецкая зарплата чистыми составляет две трети от средней. А в России в апреле Росстат сообщал, что средняя зарплата достигла исторического максимума в 99 400 рублей до вычета НДФЛ. Этот показатель вырос на 37% за два года. То есть даже нынче в нашей стране «минималка» в 4,5 раза ниже средней. При этом и Германия, и Россия объявляют себя «социальными государствами». Но в России «Интерфакс» со ссылкой на Росстат сообщает, что уровень бедности в РФ за год снизился до 7,4% с 8,5%. А в Германии 13 млн человек живут за чертой бедности — 15,5% населения. Но как-то мы по-разному бедные...
О жизни немецкого бедняка журналисты недавно рассказали, в качестве примера взяв одинокого, бездетного, малопьющего немца, живущего в небольшом городе вроде Нюрнберга. Самый большой его расход — налоги и взносы, включая подоходный, пенсионный, страхование от безработицы, медстраховку и страховку по уходу в случае нетрудоспособности. Все эти вычеты составят 487 евро, или 26% от зарплаты (напомним: минимальной). На жизнь остается 1330 евро, и, по немецким понятиям, такой гражданин считается малообеспеченным. А далее за квартиру в 50 «квадратов» бедняк заплатит 550-600 евро плюс 150 евро за «коммуналку», на продукты уйдет 200-250. Из оставшихся 350-400 евро 90 надо отдать за проездной, 30 — за домашний интернет, 15 — за мобильную связь. А еще 250-270 евро останется на пиво по субботам.
Не так давно саратовский депутат Николай Бондаренко решил месяц питаться на стоимость продуктовой корзины в Саратовской области — и похудел на 7 кило. Коллега из Астраханской облдумы Петр Кириллов пошел дальше в ограничениях. Определил себе месячный бюджет, равный МРОТ в регионе, получилось по 150 рублей в день. Продукты покупал только просроченные, со скидками. И к середине эксперимента потерял в весе 2,5 кг.
В прошлом году жительница Тулы Олеся Феофилова поставила аналогичный эксперимент на себе (в Сети есть подробности), но все-таки превысила бюджет в 16 627 рублей на пропитание, которые в области были определены в качестве официального прожиточного минимума. А подводя итог, заявила: «Во время месяца экономии я не тратила деньги на бытовую химию, одежду или о-бувь, не покупала никакие предметы для дома. Хотя это все тоже входит в базовые потребности. Совершенно отказалась от развлечений и спорта и, слава богу, не болела. Представляю, каким адом может стать жизнь на МРОТ, если человеку вдруг потребуются лекарства — по нынешним-то ценам!»
Конечно, Олесе можно ответить, что при МРОТ в 22 400 рублей (минус НДФЛ) у нее оставался бы 2861 рубль на прочие нужды.
Хотя и так ясно: прожить на МРОТ в России невозможно. О том же говорил президент Владимир Путин нынешним летом на Восточном экономическом форуме: «Экономика России должна стать экономикой высоких зарплат. И это не пустой звук, это не популизм какой-то, в этом есть экономический смысл».
Такие зарплаты в стране уже начинают появляться. По данным Росстата, доходы россиян в 2024 году выросли на 8,4%, а в уходящем, 2025 году средняя начисленная зарплата сотрудников организаций поднялась на 19% в сравнении с прошлогодним показателем. В октябре, по данным рекрутингового агентства hh.ru, в перечень высокооплачиваемых вакансий попали не только ведущие программисты со средним заработком в 250 тысяч рублей, но и сварщики (220-230 тысяч), водители (200-230 тысяч), монтажники (150-200 тысяч), специалисты металлообработки (180-220 тысяч). И даже быстроногого курьера нынче трудно найти на зарплату ниже 150 тысяч. Множится даже число «зарплатных миллионеров»: по данным Росстата, более 45 тысяч человек в России в 2025 году получают по 1 млн рублей в месяц. Два года назад их было вдвое меньше. А зарплату до 2 млн получают ныне в России свыше 34 тысяч человек, 2-3 млн — 5728, больше 3 млн — 5301...
Но все познается опять же в сравнении. В Литве средняя зарплата нынче составляет в пересчете на рубли четверть миллиона в месяц, во Франции — треть миллиона, а в США — 4 млн. Говорят, все дело в отставании России по уровню производительности труда: от Европы — на треть, а от США — наполовину. Лишь в секторе информационно-коммуникативных технологий производительность труда в России составляет 93% от уровня стран Западной Европы и 73% — от уровня США. А в деревообработке и легкой промышленности — 30-кратное отставание от мировых лидеров. Однако повод ли это для установления мизерных зарплат тем, кто на краю служебной лестницы?
В законе о минимальном размере заработной платы в России установлены два критерия. Во-первых, МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума, а во-вторых, не ниже 48% медианной зарплаты за предыдущий год. Есть и в-третьих: пересмотр этого соотношения полагается проводить «не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития РФ».
О прожиточном минимуме даже говорить не будем — его в России устанавливает правительство с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. И почти полтора года назад оно постановило: на душу населения это 17 733 рубля, для трудоспособных — 19 329, для пенсионеров — 15 250, для детей — 17201 рубль в месяц. Мнение по этому поводу у трехсторонней комиссии нам найти не удалось (может, плохо искали?). Но этот ПМ абсолютно точно ниже российского МРОТ. А поэтому в стране не должно быть ни одного официального бедняка. Ибо получающие официальный минимум денег на прожитие бедняками считаться не должны — разве что «низкооплачиваемыми»? Вышеприведенные примеры Бондаренко, Кириллова и Феофиловой не в счет.
Соотношение МРОТ с медианной российской зарплатой подсчитать нетрудно: по данным Росстата, она в 2023 году была 46 751 рубль, и 48% от них — это 22 440 рублей. Которые, если по закону, теперь должны сохраняться пять лет.
И опять сравнения. В Литве МРОТ устанавливается на основе экономических показателей, которые рассматривает трехсторонний совет из представителей работодателей, профсоюзов и Министерства соцзащиты и труда. При определении МРОТ учитываются изменения среднемесячной зарплаты, производительности труда, индекса потребительских цен, ВВП, уровня безработицы и другие факторы. А потому с июня 2025 года МРОТ в Литве составляет 1038 евро в месяц — 94 500 рублей.
В Германии обязанность устанавливать минимальную оплату труда закреплена в специальном законе. Этой процедурой занимается комиссия из представителей работодателей и профсоюзов, назначаемая с участием федерального правительства на пять лет. Комиссия анализирует состояние рынка труда, экономики и других параметров, предлагает обоснованный размер минимальной почасовой оплаты труда. Решение должно быть утверждено федеральным правительством. Результат: в 2022-м размер МРОТ в Германии повышался трижды из-за «колебаний в экономике».
Вместо послесловия
В России Госдума пыталась последовать такому примеру. Минувшим летом парламентарии готовились рассмотреть законопроект о повышении с 1 января 2026 года МРОТ до 34 тысяч, сразу на 11 560 рублей. Предполагалось повысить и почасовую оплату — со 120 до 300 рублей. Но...
«Государство не сможет повысить МРОТ до 34 тысяч рублей к 2026 году, — вдруг выступила первый зампредседателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Цунаева. — Бюджет мы приняли, и поправки в бюджет, безусловно, возможны, но все привязано к тем расчетам, которые делает правительство. Поэтому принимать решение о том, что мы должны прямо сейчас поднять МРОТ, — волюнтаристское решение».
И все погасло. Хотя фракция КПРФ подготовила законопроект о повышении МРОТ до 45 тысяч — «минимальной суммы для поддержания трудовой функции в современных условиях». Предложение не прошло. ЛДПР заявила, что будет «добиваться кратного увеличения показателей МРОТ» — тоже безрезультатно. Получается, прожить на МРОТ нельзя, но надо.