Топ-6 представителей инфобизнеса, часто называемых "инфоцыганами", - Александра Митрошина, Аяз Шабутдинов, Дмитрий Портнягин, Надин Серовски, Инна Тлиашинова и отбывающая наказание в колонии Елена Блиновская - потеряли за год 2 млн подписчиков, узнали "Известия". В целом их аудитория уменьшилась на 10%. Доверие к этой категории блогеров-коучеq снизилось из-за усиленных проверок регуляторов, которые выявили случаи обмана и мошенничества. Такая тенденция будет продолжаться - к концу года они могут потерять ещё 15% своей аудитории, считают эксперты. Российский сегмент Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ) переживает заметные изменения: так называемые инфоцыгане, которые ранее собирали миллионы подписчиков, сталкиваются со снижением своей аудитории - за последний год она сократилась примерно на 10%. Такие данные "Известиям" предоставила Ассоциация блогеров и агентств (АБА) совместно с сервисом управления соцсетями LiveDune. Основной причиной эксперты называют сокращение доверия к такому бизнесу, вызванное ужесточением регуляторных проверок и выявлением случаев мошенничества.
Снижение интереса к инфопродуктам усугубляется и тем, что расходы на привлечение новых клиентов выросли, а российские пользователи пресыщены предложениями, отметили в организации. За последний год суммарная аудитория ведущих блогеров инфобизнеса уменьшилась на 2 млн человек с прежних 20,7 млн.
Лидеры сегмента - Аяз Шабутдинов, Дмитрий Портнягин, Александра Митрошина, Надин Серовски, Инна Тлиашинова и отбывающая наказание в колонии Елена Блиновская - потеряли значительную часть подписчиков.
В итоге, по оценкам исследования, доходы российских инфлюенсеров в 2024 году сократились примерно на 500 млн рублей. В АБА отметили, что стабилизация рынка возможна лишь при повышении качества контента и восстановлении доверия аудитории.
Отток подписчиков из иностранных соцсетей - это не просто цифры, а симптом более глубоких процессов. Он говорит о том, что цифровое поведение россиян меняется: пользователи становятся осторожнее и всё чаще выбирают платформы, к которым у них есть больше доверия - с точки зрения безопасности, доступности и законности, рассказала основательница Breaking Trends, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова.
- Отток, скорее всего, продолжится. Во-первых, потому что доступ к ряду иностранных платформ ограничен. Во-вторых, рынок начал насыщаться отечественными альтернативами - с похожим функционалом, но лучшей адаптацией к российским пользователям. Кроме того, аудитория стала осознаннее. Сегодня больше запроса на пользу, честность и подлинность, - сказала она.
По её словам, люди устали от манипуляций, они готовы подписываться только на тех, кто действительно делится нужной информацией, а не продаёт воздух. Возвращение доверия - это вопрос прозрачности и пользы. По мнению Загитовой, это шанс для российской диджитал-среды создать более зрелый рынок, где ценится не просто охват, а реальная ценность и диалог с аудиторией. Подавляющее большинство медиаспециалистов, в том числе блогеров, сейчас уже работают на отечественных площадках, отметила заместитель генерального директора АНО "Диалог Регионы", основатель "Мастерской новых медиа" Юлия Аблец. Сами зарубежные площадки всё чаще разочаровывают авторов - из-за непонятных правил и неприятных ситуаций многим просто не хочется с ними связываться, добавила она.
Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта "Цифровая Россия" Антон Немкин считает, что западные соцсети всё ещё остаются в поле зрения пользователей, но уже не в центре. Тенденция оттока сохранится и дальше, к концу года инфоцыгане могут потерять ещё 15% аудитории.
Переход на локальные платформы идёт полным ходом, и этот процесс уже не остановить. Даже если завтра все ограничения снимут, мало кто побежит назад, отметил он.
- Особенно ярко это проявляется в истории с инфобизнесом. Там, где раньше легко продавали мечты за 99 тыс. рублей, сегодня царят недоверие и скепсис. Громкие расследования, уголовные дела, обманутые клиенты - всё это заставило людей задуматься. Вера в "успех за семь шагов" больше не работает. Чтобы вернуть доверие, блогерам нужно перестать быть продавцами иллюзий и стать теми, кто действительно несет пользу, - сказал он.
Россияне не просто теряют интерес к контенту на иностранных площадках - они меняют правила игры. Они задают тон на своих полях, со своими законами и новыми героями, заключил Антон Немкин.
Справка "Известий"
Некоторые из блогеров, причисляемых к инфоцыганам, отбывают наказание в колонии или находятся в СИЗО, ожидая решения суда, остальные покинули страну, прекратили свою деятельность или ведут её более скрытно. Так, прибыль Александры Митрошиной, которая недавно была задержана за неуплату налогов, сократилась с 650 млн в 2022 году до 150 млн в 2024-м. Елена Блиновская, которую приговорили к пяти годам колонии общего режима, а также Валерия Чекалина (находится под домашним арестом)прекратили свою работу.
Однако Аяз Шабутдинов, несмотря на то что с ноября 2023 года содержится в СИЗО, продолжает вести свою предпринимательскую деятельность - его школа бизнеса продолжает функционировать, но доход неизвестен.
На Р500 млн упали доходы инфоцыган в прошлом году