Стереотип: пенсии в России маленькие, пожилые люди живут небогато. Реальность: новости о том, как мошенники украли у очередного пенсионера 50 (70, 100) миллионов рублей уже никого не удивляют.
Нонсенс? Ничего подобного! И мошенники это знают. Для них пенсионеры – самый лакомый кусочек. Им проще запудрить мозги, и у них есть деньги. Комбо!
Как же защитить своих пожилых родственников от аферистов? В этом давайте и разберемся.
«Тестя на днях развели мошенники. Попался на уловку с курьером (подробнее об уловках и схемах - ниже). А потом начались звонки якобы из ФСБ и прочих силовых структур. Что мошенники «уже получили доступ ко всем деньгам и вот-вот переведут их на Украину», а за это грозит большой срок.
В итоге они с тещей несколько дней ходили по банкам и снимали оттуда все сбережения. В первом отделении поняли, что к чему, и выдавать им деньги отказались. Родственники пошли во второе. Там тоже догадались, отвели в отдельную комнату, вызвали службу безопасности, вручили брошюры про мошенников, дали два дня на подумать. В итоге тесть и теща все равно сняли деньги и положили на «безопасный счет».
Моя жена чудом узнала про это. Теща позвонила ей посоветоваться по поводу того, как взять кредит. А на вопрос «зачем?» стала странно уходить от ответа. Мы тут же сели в машину и понеслись к родителям из Москвы в Рязань... Сбережений на два миллиона рублей уже не вернуть. Но хотя бы они не успели оформить на себя кредиты и не лишились квартиры…»
Эту историю мне рассказал близкий друг. А еще через неделю такой же историей поделился другой товарищ. Его маму развели по сценарию с домофоном. Деньги она держала дома. Поэтому мошенникам было еще проще. Прислали курьера. Тот забрал 10 тысяч долларов, 5 тысяч евро и 200 тысяч рублей (в сумме около 1,5 млн рублей по курсу на сегодня). А мама так хотела быть независимой на пенсии...
Справедливости ради, у обеих этих историй если не счастливый, то терпимый финал. Оба друга живут в Москве, хорошо зарабатывают и могут финансово поддержать родителей. Но оба задаются одним и тем же вопросом «Как мошенникам это удалось?» Ведь родители находятся в здравом уме и твердой памяти...
У мошенников множество уловок. Вот, пожалуй, три самые популярные наживки для пенсионеров сейчас:
- Замена кода домофона. Преступники убеждают, что с завтрашнего дня в доме устанавливают новые домофоны. В связи с этим поменяется код. Он придет в смс. И его нужно назвать оператору, чтобы зарегистрировать.
- Доставка из магазина. Звонит липовый курьер. Якобы у него много посылок. И чтобы ничего не перепутать, ему нужно назвать код, который придет в смс.
- Переоформление медицинской карты. Звонит якобы сотрудник поликлиники, говорит, что всю бумажную документацию переводят на электронную. Для этого нужно либо подойти лично в поликлинику, либо можно сделать все удаленно (тут тоже понадобится код из смс). К этому способу мошенники и склоняют.
Итог у всех этих манипуляций один. С помощью кода мошенники могут войти в личный кабинет жертвы на госуслугах (а иногда просто пугают, что получили к нему доступ). И начинается основной акт этой бессовестной пьесы…
РОЛЕВАЯ ИГРА
Актеров в этом театре много. И каждый играет свою роль. Очень часто разговор строится по следующему сценарию.
1. Сотрудник полиции
Представляется по всей форме. Уточняет, сообщал ли человек кому-нибудь код из смс. Получив положительный ответ, просит оставаться на линии, переключает на другого сотрудника.
2. Следователь (ФСБ или Следственный комитет)
Его задача – испугать. Говорит, что мошенники получили доступ к аккаунту на госуслугах. А вместе с этим и доступ ко всем банковским счетам. Мол, после этого они отправят деньги на помощь ВСУ, возьмут кредиты и перепишут на себя всю собственность. А человеку будет грозить еще и уголовная ответственность за измену родине (до 20 лет тюрьмы). Следователь просит назвать, в каких банках у человека лежат деньги. После этого переключает на другого сотрудника.
3. Сотрудник Центробанка
Дает надежду. Успокаивает, что «фарш можно провернуть назад». Мол, хорошо, что мы вовремя до вас дозвонились. Предлагает решение проблемы. Якобы нужно опередить мошенников и самостоятельно снять деньги со всех счетов. Когда жертва соглашается, а на ее счетах достаточно денег, ее снова переводят на следователя.
4. Снова следователь
Тот подчеркивает серьезность ситуации. Требует от человека подписать документ о неразглашении информации. Даже близким родственникам. Диктует длинный текст, в котором говорится, что на период специальной операции жертва в интересах следствия не имеет права никому рассказывать о происходящем. В противном случае ей грозит уголовная ответственность.
5. Снова сотрудник ЦБ
Раз все бюрократические нюансы улажены, можно приступить непосредственно к «спасению» денег. Жертву отправляют по банкам. А когда нужная сумма собрана, просят передать сумку с наличными курьеру. Тот положит деньги на «безопасный счет» в Центробанке. Или можно самостоятельно положить их на этот счет – через банкомат какого-нибудь банка. И все будет хорошо (на самом деле – нет).
В зависимости от легенды в пьесе могут появляться и другие персонажи. Например, липовые сотрудники Минздрава или Минцифры.
ПРОДОЛЖЕНИЕ БАНКЕТА
Примечательно, что доят жертву обычно до последнего. Пока человек подчиняется указам по телефону, его продолжают использовать, пока не выпотрошат все до копейки. В следующих сериях происходит следующее:
- Когда все сбережения отданы мошенникам, те убеждают оформить на себя кредиты. А не то некие аферисты повесят кредиты на жертву. И якобы необходимо опередить мошенников и исчерпать кредитный лимит. Деньги опять же нужно передать курьеру, который положит их на безопасный счет.
- Затем жертве звонит липовый сотрудник Росреестра, который утверждает, что мошенники пытаются переоформить на себя квартиру. Ее нужно срочно продать. А вырученные деньги в целях безопасности положить… ну вы поняли куда.
- И наконец, последний аккорд. Мошенники раскрывают себя. И начинают в открытую шантажировать жертву. Обещают вернуть часть денег, если человек выполнит какое-нибудь противоправное действие (когда несчастные забрасывают военкоматы коктейлями Молотова – это тот самый случай). Занавес!
ФИНАНСОВАЯ САМООБОРОНА
Методы, которые используют мошенники, называются социальной инженерией. Чистая психология. Ее суть в том, что сами аферисты ничего физически не делают - только дергают за психологические ниточки. И жертва сама передает деньги преступникам.
Тем не менее, есть работающие способы уберечь пожилых родственников от аферистов. Некоторые из них нам назвали в поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт».
- Установите родным самозапрет на выдачу кредитов. Это делается через госуслуги.
- Если у пожилого человека есть жилье в собственности, подайте заявление о запрете регистрации сделок без личного участия собственника. Это можно сделать в МФЦ: понадобится паспорт заявителя, ИНН и документы на недвижимость.
- Установите «сервис второй руки». Он есть в некоторых крупных банках. Его суть в том, что любые операции с крупными суммами должны подтверждаться кем-то из близких. При этом сам помощник не может распоряжаться деньгами.
- Установите на мобильном телефоне близких функцию определения геопозиции и «родительский контроль». В этом случае отключение геопозиции будет невозможно без ввода пароля. Такая опция пригодится, ведь мошенники часто заставляют жертв изолироваться от внешнего мира и уехать куда-нибудь подальше.
- По возможности храните у себя документы пожилых родственников (паспорт, документы на недвижимость, на машины и т. д.).
- Отключите стационарный телефон.
- И главное: чаще звоните близким родственникам. Так вы сможете почувствовать, если с ними происходит что-то неладное. Чем быстрее вы отреагируете, тем меньше будет нервов, слез и материальных потерь. А еще почаще рассказывайте родным об уловках мошенников. Ликбез – наше главное оружие.
РЕЙТИНГ «КП»
Самый большой улов преступников
1. Бывшая чиновница из Самары: 430 млн рублей
Это пока рекордная сумма потерь. По крайней мере, из тех случаев, что стали широко известны. Пожилая женщина раньше работала помощницей губернатора и возглавляла корпорацию развития Самарской области, а ее муж и сын занимались бизнесом. Минувшей зимой она отдала аферистам 350 млн рублей и 800 тысяч долларов. Совсем без денег семья не осталась. По сообщениям СМИ, несколько лет назад женщина купила две квартиры в элитном ЖК в Москве.
2. Хранитель золота из столицы: 148 млн рублей
Пенсионер из Москвы не доверял банкам. И все деньги держал в золотых слитках и монетах. Но это не спасло его от мошенников. Те убедили его, что сбережения надо срочно спасти и поместить в хранилище Центробанка. В итоге мужчина собрал около 700 коллекционных и инвестиционных золотых монет «Князь Александр Невский», «Юрий Долгорукий» и «Георгий Победоносец», а также несколько золотых слитков и отдал их курьеру.
3. Пожилая пара из Москвы: 146 млн рублей
Липовые силовики убедили 80-летних москвичей в том, что им нужно срочно вывести деньги из банков. Сумму забрали тремя траншами. Пенсионеры снимали сбережения со счетов и передавали курьеру. Тот представлялся банкиром, называл пароль, отдавал «документы из банка» и забирал деньги.
ВОПРОС РЕБРОМ
Откуда деньжищи?
Это первый вопрос, который задает читатель, когда видит новость о том, что у какого-то пенсионера украли десятки или сотни миллионов рублей. Как можно скопить такие суммы при наших пенсиях?
Ответ на самом деле лежит на поверхности.
- Далеко не у всех пенсионеров миллионные сбережения. И далеко не у всех их забирают полностью. В новости попадают лишь самые яркие случаи. Возможно, эти пенсионеры что-то недавно продали. Или хорошо зарабатывали до выхода на пенсию и сумели много сберечь, - объясняет Максим Семов, председатель комитета по повышению финансовой грамотности Ассоциации российских банков.
Именно поэтому у некоторых пенсионеров есть накопления, в десятки и сотни раз превышающие размер их ежемесячной пенсии.
А выйдя на пенсию, люди становятся очень экономными и живут максимально скромно. Даже если у них солидные сбережения. Потому что доход маленький. Здоровье слабое. Сколько денег понадобится на лекарства и врачей завтра или через полгода, никогда не знаешь. И если ты залезешь в сбережения, восполнить их не сможешь. Вот и приходится ужиматься в повседневной жизни. А все, что нажито непосильным трудом, продолжает лежать в банках или под матрасом.
Так что неплохие деньги могут быть отложены даже у стариков, которые на первый взгляд кажутся очень бедными. Мошенники прекрасно это понимают.
- Тем не менее, в большинстве случаев сбережения невелики. И суммы, которые забирают мошенники, - тоже. В 90% случаев это меньше 100 тысяч рублей, - говорит Максим Семов.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Мошенничество - это не экзамен на сообразительность. Это атака профессионалов
Большинство пожилых людей знают о существовании телефонных мошенников. В курсе главных уловок и понимают, что лучше не отвечать на звонки с незнакомых номеров.
Тем не менее, мошенникам все равно удается подобрать ключики даже к умным и осторожным пенсионерам. Как? И что делать в этом случае? На эти и другие вопросы нам ответила Ольга Медяник, кандидат психологических наук, доцент экономического факультета СПбГУ.
ЗАГАДКИ МОЗГА
- Почему пенсионеры чаще других попадают на уловки мошенников?
- Это результат нескольких психологических и нейрофизиологических особенностей. Во-первых, когнитивная сфера пожилых людей претерпевает возрастные изменения, которые могут повышать их уязвимость перед мошенническими схемами.
Ключевую роль играют изменения в префронтальной коре - области мозга, отвечающей за критическое мышление и контроль импульсов. С возрастом активность этой зоны снижается, что ослабляет способность распознавать «красные флажки» при подозрительных ситуациях. Пожилому человеку становится труднее быстро оценить потенциальную угрозу и принять правильное решение. Этот механизм объясняет, почему даже умные и образованные люди в пожилом возрасте могут попадаться на уловки мошенников, которые в молодости легко бы распознали как обман.
Второй фактор - социальная изоляция. Одиночество активирует в мозге те же центры, что и физическая боль. Мошенники интуитивно это чувствуют и предлагают «лекарство» — внимание, участие, заботу.
В-третьих, важную роль играет эффект «позитивного сдвига» — возрастная особенность памяти запоминать больше хороших событий, чем плохих. Это эволюционно полезно для психического здоровья, но делает пожилых людей более доверчивыми.
- Как защитить пожилых близких от мошенников? Можнот постоянно рассказываьт им об аферистах и их уловках, но будет ли от этого толк, если при разговоре с мошенниками рациональное мышление часто отключается? Может, какие-нибудь стикеры клеить им на телефон? Или в квартире какие-то плакаты повесить, за которые глаз бы цеплялся?
- Вы правы насчет стикеров и плакатов! Это работает благодаря эффекту прайминга — когда внешние стимулы активируют нужные нейронные цепочки. Мы разработали простую методику «Когнитивный щит для пожилых». Возможно, кому-то она будет полезна. Здесь важно близким поговорить с пожилыми родными и предложить следующие практические шаги.
1. Визуальные помощники безопасности
Создайте дома специальную зону безопасности для своих пожилых родственников с яркими предупреждающими стикерами. Используйте огненно-красный и желтый цвета, крупный четкий шрифт с короткими посланиями: "СТОП! Никому не говори код, который тебе прислали!" или "Проверь, кто звонит! Позвони близким!". Такие визуальные подсказки будут постоянно напоминать о бдительности.
2. Сила семейной связи
Рядом с телефоном повесьте семейные фотографии с подписью «Берегу деньги для них». Фото детей и внуков станет эмоциональным якорем, который моментально возвращает человека к реальности и усиливает инстинкт защиты. Но эта тактика не для всех. Ситуации в семье бывают разные.
3. Список надежных контактов
Составьте крупным шрифтом список «безопасных» телефонов - близких родственников, официальных телефонов банков и прочих служб. Разместите его на видном месте. Это будет личный навигатор безопасности.
4. Семейный сценарий защиты
Отработайте простую защитную фразу со своими пожилыми родными: «Я подумаю и перезвоню завтра» или просто положить трубку. Ведь мошеннику важно втянуть жертву в разговор. Договоритесь, что любые финансовые предложения обсуждаются всей семьей. Или выберите главного ответственного за вашего родственника. Регулярно проговаривайте сценарии безопасности - это как противопожарная тренировка.
- Как это работает?
- Стикеры и фото активируют подсознательные защитные реакции. Визуальные напоминания и эмоциональная связь с близкими перепрограммируют мозг, делая его более устойчивым к манипуляциям.
Что важно: меняйте стикеры каждые 2-3 месяца, регулярно обсуждайте сценарии безопасности, обновляйте список контактов. Дополнительно еще можно разработать протокол финансовой безопасности в семье.
«Правило 24 часов»: любое финансовое решение откладывается минимум на сутки;
«Принцип трех звонков»: обязательно обсудить с тремя близкими людьми;
«Аварийный протокол»: если человек чувствует давление, есть четкий алгоритм действий;
«Кодовые слова»: семейные пароли для подтверждения экстренных ситуаций;
«Репетиция отказов»: проигрывание ситуаций с мошенниками для выработки автоматических реакций.
НЕ КОНТРОЛЬ, А ПОДДЕРЖКА
- Как помочь близким, не обидев их и не заставив чувствовать себя беспомощными?
- Можно предложить несколько проверенных способов.
Станьте семейным финансовым консультантом.
Вместо категоричного «Мама, ты ничего не понимаешь в банках!» попробуйте мягкий подход: «Банки сейчас предлагают столько новых услуг, что даже я путаюсь. Можно я буду помогать разбираться?» Так вы не ставите под сомнение компетентность близкого человека, а предлагаете партнерство.
Учитесь финансовой грамотности вместе
Предложите изучать банковские продукты в паре: «А давай разберемся, что такое эти новые карты с кешбэком?» Совместное обучение не унижает достоинство пожилого человека, а наоборот — показывает, что его мнение важно.
Правило «второй руки» — это не про недееспособность
Объясните родственнику, что система «двойного контроля» — это современный стандарт безопасности. В крупных компаниях важные решения тоже принимают коллегиально. Скажите: «Это не потому, что ты не справляешься, а потому что мошенники стали очень изобретательными. Даже банкиры иногда консультируются с коллегами».
Периодически ходите в банк вместе, а не вместо
Предложите: «Давай сходим в банк вместе — мне тоже нужно там кое-что уладить». Находясь рядом, вы сможете подсказать, если заметите подозрительные предложения от сотрудников, но при этом ваш родственник сохранит самостоятельность.
Превратите проверку счетов в семейную традицию
Сделайте регулярную проверку банковских балансов приятным ритуалом. Например, каждое воскресенье за чаем просматривайте выписки вместе. Это поможет вовремя заметить подозрительные операции и превратит скучную процедуру в время общения.
Планируйте, а не реагируйте
Договоритесь о регулярных встречах для обсуждения финансовых вопросов — например, раз в месяц. Так ваш родственник будет чувствовать поддержку, но не контроль. И вы избежите ситуаций экстренного вмешательства, когда проблема уже случилась.
Создайте семейный финансовый справочник
Составьте вместе документ с важной информацией: контакты банков, службы поддержки, простые инструкции по основным операциям. Храните копии в безопасном, но доступном месте. Это не «шпаргалка для забывчивых», а «семейная важная бумага».
Спрашивайте, не указывайте
Вместо «Тебе не нужен этот кредит!» попробуйте: «А для чего тебе понадобились эти деньги? Может, есть другие варианты?» Выясняйте потребности, а не навязывайте готовые решения.
Ведите финансовый дневник
Предложите вместе записывать доходы и основные траты. Это поможет лучше понимать денежные потоки и вовремя замечать необычные операции. Многим пожилым людям (да и молодым, вообще-то, тоже, - Ред.) нравится такая «отчетность» — она дает ощущение контроля над ситуацией.
Помните главное: ваша цель — не взять финансы под полный контроль, а создать систему взаимной поддержки. Пожилой человек должен чувствовать себя полноценным участником процесса, а не объектом опеки. Только тогда он будет доверять вашим советам и не станет скрывать подозрительные звонки или предложения.
РАЗБОР ПРОЛЕТОВ
Что делать, если не уберегли
- Как смириться с потерями? Ведь для пожилых людей это очень больно. А устроиться на работу и отбить их они уже не могут…
- Первое правило: забудьте фразу «Я же говорил!» Представьте: человек только что понял, что его обманули. Он чувствует себя глупым, беззащитным. И тут близкий человек добавляет еще порцию стыда фразами вроде «Ну как можно было поверить таким сказкам!» Это все равно, что сыпать соль на рану.
Мошенничество - это не экзамен по сообразительности, который ваш родственник «завалил». Это нападение профессиональных манипуляторов, которые профессионально оттачивают техники воздействия на человеческую психику. Они знают, на какие кнопки нажать, чтобы отключить здравый смысл даже у осторожных людей.
Это не подростки-хулиганы, а организованные группы с четкой специализацией. Их «дрессируют» психологи, актеры, технические специалисты.
- А что тогда делать? Просто перевести денег на карту пострадавшему родственнику?
- Сосредоточьтесь на том, что осталось, а не на том, что ушло. Вместо «Как ты мог отдать все накопления!» скажите: «Хорошо, что хотя бы пенсионная карта осталась нетронутой». Или: «Главное, что с тобой все в порядке — деньги найдем». Этот подход не только психологически правильный, но и практический.
Объясните обманутому близкому: то, что с ним произошло, случается с тысячами людей ежедневно. Можно сказать следующее: «Твоя доверчивость — это не глупость, это нормальное человеческое качество. Плохо не то, что ты доверяешь людям, а то, что есть люди, которые этим злоупотребляют».
- Что делать, если у детей или внуков нет возможности помочь деньгами?
- Практическая поддержка важнее денежной. Если нет возможности компенсировать финансовые потери, не переживайте. Часто пожилым людям нужна не столько материальная помощь, сколько ощущение, что они не остались один на один с проблемой. Предложите конкретные действия: «Я завтра отпрошусь с работы, и мы вместе сходим в банк и в полицию»; «Буду привозить продукты раз в неделю, пока не разберемся с ситуацией».
Такая помощь не унижает достоинство человека, а показывает, что семья — это команда, где друг друга поддерживают в трудную минуту. Наконец, превратите горький опыт в защитный иммунитет. Через некоторое время, когда острая боль от потери утихнет, предложите вместе проанализировать произошедшее. Не для поиска виноватых, а для выработки «антител» на будущее!