ТОП 10 лучших статей российской прессы за Апрель 2, 2024
Юрий Стоянов: "Я непростой человек, но, мне кажется, не мерзавец"
Автор: Наталья Николайчик. Караван историй. Коллекция
"Я стал знаменитым ради женщин. В профессию пошел, чтобы нравиться им. Ну ради чего еще? Сеять разумное, доброе, вечное? Нести свой крест? "Идите в театр и умрите в нем!" - это не обо мне. Нет! "Идите в театр, посмотрите на меня и влюбитесь в меня!" - моя личная формула".
— Юрий Николаевич, после «Городка» вы обещали: «Никаких женщин я играть не буду, их у меня и так с переизбытком», а в сериале «Артист с большой дороги», который сейчас идет в онлайн-кинотеатрах START и Wink, вы впервые после долгого перерыва снова играете даму.
— Да. Мама всегда говорила: «Никогда не говори «никогда»... Все же зависит от материала. Читай сценарий — через не хочу и через не могу. Все мои неудачи связаны с невнимательным прочтением сценария. Но тут у меня не было шанса не прочитать. Это третий случай в жизни, когда его написали специально для меня. Первый — «Человек у окна», второй — «Вампиры средней полосы», и теперь вот эта история с дальним референсом в виде фильма «Тутси». Мой герой, вор-рецидивист, поставлен в острые обстоятельства, когда вынужден прикинуться женщиной. Единственная возможность попасть в дом, где ему необходимо быть, — под видом няни. А дальше начинаются интересные профессиональные задачи. Я?перед маленькими артистами предстаю в женском образе, а дети же безумно тонко чувствуют фальшь. Они должны верить, что я няня. Думаю, мне это удалось: часто в перерывах между сценами они обращались ко мне как к женщине.
— Ваша мама говорила, что все женщины, которых вы играете, похожи на нее.
— Говорила, но, к сожалению, уже ничего не может сказать. Полтора года как ее нет. Но мысленно, конечно, мы с ней на связи. Я?не думаю, что она скажет: «Юрочка, хватит играть всяких теток, похожих на меня». Но они все равно будут похожи на нее, потому что это женщина, с которой я общался больше всего в жизни. Главных женщин в жизни человека должно быть две: мама и любимая женщина, то есть жена. Но мне мою жену не сыграть никогда. Во-первых, потому что она красивая, во-вторых, потому что она человек с огромным чувством юмора.
— Мне кажется, вы женщин изучили больше, чем многие другие...
— Но ничего о них не понял. Только то, что все женские недостатки идут от любви: обманутой, несостоявшейся, счастливой, несчастной — неважно какой, важно, что от любви. Природа женских и мужских недостатков разная. У мужчин они все карьерные. Мужчины бывают завистливые. И те качества, которыми в юморе традиционно наделяют женщин, чаще присущи мужчинам.
— Особенно в актерской профессии.
— Нет, не только. Про нашу профессию очень много мифов. Например, что водка и актер — это синонимы. Или что измены и актер — синонимы. Это абсолютная ерунда. Если бы когда-нибудь социологи изучили и сравнили актерскую среду, например, с медицинской или инженерной, неважно, то процент не был бы со знаком минус в сторону артистов. Да, актеры влюбчивы. Профессия и обстоятельства принуждают их влюбляться в партнерш. Но так же, как ты на следующий день забываешь текст, ты, закончив проект, забудешь эту любовь.
Я человек профессионально влюбчивый, обожаю моих партнеров, иначе не могу входить в кадр. Это необходимость, как у ныряльщика, который при погружении задерживает дыхание, иначе умрет.
Иногда я люблю или не люблю с перебором. Я?человек крайностей в том, как принимаю или не принимаю людей. Для меня важно первое впечатление. И я очень долго преодолеваю представление о человеке, который мне сразу не понравился. Часто это оказывается замечательный человек, а то, что он плохо посмотрел в мою сторону, так это из-за близорукости, к примеру. Я?очень быстро очаровываюсь. Каждый раз прихожу домой и говорю: «Какой потрясающий артист! Какой партнер! Какая партнерша!» — и рассказов у меня таких уже миллион.
— Кем вы были очарованы на «Артисте с большой дороги»?
— Юрой Ицковым, это потрясающий артист, с которым я мечтал поработать. А еще Наташей Щукиной, в которую я влюбляюсь по сценарию. Чувства наших персонажей — с большими проблемами, скажем так. И конечно же, как и положено, на площадке я ее страстно любил. И не только ее. Ведь у нас собралась отличная компания. И режиссер там замечательный — Дмитрий Грибанов, и продюсеры. Один из них, Виталий Шляппо, предложил: «У вас же много своих песен, давайте посмотрим какую-нибудь из них, чтобы была личная история». И лейтмотивом проекта стал мой романс «Два плаща». Пел его я как женщина, это было очень интересно.
— Что вы можете сказать о своем герое, кроме того, что он вор-рецидивист и что у него сложные жизненные обстоятельства?
— Я вам скажу парадоксальную вещь. Для меня он хороший человек. Определение «вор-рецидивист» настолько сильное, что за ним очень тяжело разглядеть человека. А он там есть — талантливый и хороший. Не подонок, не подлец, не негодяй, не мерзавец, не жмот. Мужик, которого дважды в жизни жутко подставили. В первый раз его посадили как вора, а он им не был, и во второй раз он им не был, а в третий раз он им стал. Для него есть очень серьезные понятия — дружба, семья, невозможность предать. Он верит в то, что справедливое возмездие обязательно должно состояться.
— Вы сказали про героя: он хороший человек. А вы хороший человек?
— Я непростой человек, но, мне кажется, не мерзавец.
— Что в вас прекрасного и ужасного?
— Про прекрасное говорить неловко, а про ужасное гораздо легче. Я?очень вспыльчив. Но мой гнев носит сиюминутный характер и связан с тотальным неприятием непрофессионализма и непорядочности. И здесь я бываю обнаженно откровенным. И громким. И нецензурным.
— А как выглядит крайняя степень вашего гнева, которая доходит до каких-то космических пределов и переходит даже уже во что-то комичное?..
— Комичное наступает в тот момент, когда через 20 минут я осознаю, что моя реакция была неадекватна обстоятельствам. К счастью, люди понимают, что мой гнев — проходящая вещь и такое состояние связано с обстоятельствами, которые я, конечно, очень обостряю. Я?уже забываю предмет и причину, и меня захватывает сам процесс.
— Что сложнее всего в «Артисте» лично для вас?
— Будучи разным, оставаться органичным. Понимаете, когда играешь разных людей в скетчах, в коротких историях, подразумевается какая-то яркость. Там можно «плюсануть», наиграть, показать персонажа. В кино это невозможно, надо оставаться разным при минимуме выразительности. Допустим, мой герой приходит куда-то, представляется сотрудником Комитета госбезопасности, и он не может быть неестественным или комичным. Ему должны поверить. Или представляется батюшкой из небольшого прихода и должен выглядеть предельно натуральным. Жизнь все время ставит моего персонажа в обстоятельства, когда ему нужно быть кем-то, только не собой. Потому что, если он будет собой, человеком с бэкграундом вора, у него закроются все пути в жизни, он не решит ни одного вопроса. Дворником он может пойти устроиться — это максимум. А игра позволяет ему добиться очень многого. Оказывается, обманывать людей легче, чем быть честным. И с помощью обмана иногда можно достичь большего, чем с помощью правды.
— Юрий Николаевич, а в жизни вам часто приходилось обманывать?
— Приходилось... Благодаря обману я пришел к счастливой семейной жизни.
— То есть ложь во благо — это правильно?
— Сложный вопрос. Не всегда. Но в тех обстоятельствах, в которых я побывал в моей личной жизни, как любой человек, который ушел из одной семьи и пришел в другую, какой-то период приходилось проходить через обман.
— А просто в быту, по мелочи можете обмануть?
— Ну вот смотрите, изображу самый частый способ моего вранья. Звонит телефон, и я слышу в трубке:
— Алло, Юрий Николаевич, очень хотим вас пригласить на ток-шоу, — и называют канал.
Поскольку уже сто раз я говорил, что в ток-шоу не участвую, а они все равно продолжают упорно звонить, моя тактика меняется.
— Ой, а когда у вас, деточка?
— Да вот послезавтра.
— Ну что ты поделаешь, послезавтра я улетаю на Дальний Восток.
Вообще, наличие Дальнего Востока меня спасает от множества идиотских передач и съемок. Я?безумно люблю за это Дальний Восток. И вообще люблю мою страну за то, что она такая большая и всегда можно сказать, что я сейчас в Омске, а это подразумевает, что не вляпаюсь в очередную дурацкую историю. При этом я никого не обижаю.
А еще можно шепотом ответить журналисту:
— Я сейчас в кадре, извините, случайно не отключил телефон.
И в идеале еще потом сделать вид, что тебя кто-то позвал и громко сказать:
— Да-да-да, уже бегу, уже бегу!
Я это делаю довольно часто, особенно в общении с вашим братом или вашей сестрой.
— Когда вы снимались в «Городке» в роли продавщицы, за вами как за дамой стал ухлестывать пожилой мужчина, даже сбегал за цветами. А потом, когда вы раскрыли карты, жутко расстроился и сказал: «Ты думаешь, я тебя клеил? Да нет же! Ты просто так похож на мою покойную жену, которая умерла полгода назад!»
— Здесь тоже бывали разные истории. Например, снимаешься в каком-то маленьком коттеджном поселке или садоводстве, весь день ходишь в вязаной кофточке, в паричке, в очках и туфельках. Иногда, когда тепло, переобуваешься в домашние тапочки. Сидишь на солнышке, пока выставляют свет, мимо едет какая-нибудь машина, за рулем женщина, и она не может проехать по дороге мимо киношной техники, и ты говоришь: «Давайте, я помогу вам!»
Она выходит, ты садишься за руль ее машины, объезжаешь все съемочные автомобили, говоришь:
— Пожалуйста.
Она кивает:
— Спасибо огромное, — потом присматривается и говорит: — Твою мать!
Она меня сразу не узнала. Думала, бабка хорошо машину водит. Мне кажется, ей потом будет что рассказать, как артист парковал ее машину.
Вот таких случаев и парадоксальных реакций на меня как на женщину во время съемок этого сериала было несколько. Случалось, сначала тебе говорит кто-нибудь из соседей:
— Да пошла ты!..
А потом исправляется:
— Ой, извините, я хотел сказать: да пошел ты.
— Кто помогал вам подбирать женский гардероб?
— Замечательные костюмеры и художники по костюмам, которые перешли сюда еще из «Вампиров средней полосы», они знают меня на ощупь. Больших примерок практически не было. Все как я люблю: удобное и идеально подходящее по размеру. Я?категорически не хожу на каблуках, и парочка женских туфель кочует со мной уже лет двадцать. Так что, как бы это патологично ни звучало, получается, что я мужчина-артист со своим женским гардеробом.
— Что-то еще со времен «Городка» осталось?
— Накладная попа, сшитая мне еще в начале 2000-х годов. Она такая удобная, на специальных подтяжках, которые легко надеть. Но в этом сериале я ее не использовал, там требовалась какая-то элегантность.
— Что для вас труднее, когда вы перевоплощаетесь в женщину?
— Следить за голосом. Это не значит говорить высоко — просто мягче. Тембрально я ничего особенного не делал. Ведь важна первая секунда, люди должны поверить сразу. Если сразу не поверят, значит, не поверят потом весь фильм. Я?никогда не препарирую этот процесс перевоплощения, знаю, что у меня это получается. А для этого понадобились годы. Но я бы не хотел остаться в памяти потомков как артист, который хорошо играл женщин. Для меня это всего лишь роль, я не артист театра кабуки, который всю жизнь с гримом толщиной 2 сантиметра играет одну и ту же даму. Я?актер, которого жизнь призвала к необходимости играть много разных женщин, потому что партнер был усатым. Ну а потом это даже стало нравиться.
— Кто из артистов восхищал вас в женских образах?
— Олег Табаков, Александр Калягин, Дастин Хоффман.
— Как вы думаете, почему им так блестяще удавалось играть женщин, не становясь при этом ни пошлыми, ни двусмысленными? Они делали это дико талантливо...
— Все эти артисты с довольно богатой личной биографией, они женщин очень любили, обожали и преклонялись перед ними. И дам в их жизни было много. Хотя, наверное, говорить это я не вправе, там же жены... Но у них нельзя отнять того, что женщин они знали! И еще один очень важный нюанс: в тот момент, когда они играют, они испытывают то самое главное актерское чувство, которое должно сопровождать актера в роли, — удовольствие от того, что они делают. Это самое продуктивное ощущение, когда ты на сцене или в кадре. Ты можешь с неохотой напяливать одежду, парик, гримироваться с мыслями: «Что это? Ну зачем?» А в тот момент, когда входишь в кадр, должен думать, что ты лучший.
— А если не на площадке, кто вас восхищает в этой жизни? У вас ведь много встреч, круг огромный.
— Огромный, а друзей — раз-два и обчелся. Жена друг. Мои дети — друзья. Моя собака. У меня сейчас маленький мальтезе Пончик. Люди, у которых мы его брали, сказали, что откликается он на эту кличку, и мы ничего не стали менять. Наглый, своенравный, умный, хитрый, отвратительно воспитанный любимый пес.
Он безумно нас любит и никого к нам не подпускает. Эта маленькая собака порвет любого человека, если он попытается сесть рядом со мной или с Леной. Но его хозяйка — жена. Как только она уходит в магазин или по делам, Пончик ложится под дверь, даже если из-под нее дует и за дверью минус 25, и ждет, не сходя с места, столько часов, сколько ее не будет. Когда мы уезжаем в командировку, на съемки или отдохнуть и Пончик остается с детьми, он не ест двое суток.
— Говорят, собаки не знают, вернется хозяин или нет.
— Да, у них нет чувства времени, ты можешь прийти через десять минут, он тебя встретит так, как будто тебя не было год. В этом заключается природа их восторга: когда человек возвращается, собаке кажется, что прошла вечность. Любой уход человека — это как будто хозяин бросает. Вот это дружба!
Вообще, если не брать семейный круг, друзья мои — очень разные люди. У меня начиная с пандемии круг друзей очень изменился...
— Стало много друзей-врачей?
— Нет. Врачи — это связи... Хотя один друг-врач у меня был — выдающийся, знаменитый в мире кардиохирург, звали его Нарек Варданович Закарян. Он умер от разрыва сердца, не дожив до 50 лет. И я все время думаю: где же этот высший промысел? Зачем его забирать, если он мог спасать тысячу человек каждый год?..
Но друзья не только уходят, но и приходят. Не так давно я обрел потрясающего друга. В пандемию мы переехали на дачу и стали жить там постоянно. Теперь я называю это не дачей, а домом. Он небольшой, ничего там такого звездного и элитного нет, но зато он уютный и во всех смыслах прекрасный. Метрах в пятидесяти на озере есть ресторанчик, и мой сосед — хозяин этого ресторана. Так вот, мы с ним безумно подружились. Такого чувства юмора — не профессионального, а природного, человеческого — я давно не встречал. Мне с ним так смешно, так весело, так клево, мы уже не один раз отдыхали вместе, семьями — и не надоедает!
Я сейчас страшную фразу произнесу. Да, пандемия принесла много горя человечеству, но я ей благодарен. Если бы не она, я бы не написал очень много новых рассказов и новых песен, не стал бы смешные ролики с женой снимать, не занялся бы столярным делом. В конце концов, у меня бы не появился мой прекрасный дачный друг.
Вообще, перемены постоянно, и в связи с этим круг друзей тоже меняется. Одних разбросало по миру, с другими радикально разошлись во взглядах. Но, к счастью, есть несменяемые константы. Среди них мой друг Игорь Золотовицкий — мы с ним смеемся над одним и тем же, так же как с моей женой, ненавидим одно и то же и любим тоже одно.
— Вы с Золотовицким были заявлены в спектакле МХТ «Ханума», но в итоге там не играете.
— Мы с ним были назначены на одну роль. Но сыграл ее Артур Ваха. Потому что и Игорь, и я дико заняты. Я?вот расписан в работе в сериалах до лета 2025 года. А театральные истории возникают спонтанно. Заканчивается год, и тебе говорят: «Давайте осенью!» или «Давайте весной!» И я не могу себе этого позволить, хотя потребность актерского организма есть. Нужно восстанавливаться и с завода иногда идти в лабораторию, с конвейера — на ручную сборку.
— Что еще важно для артиста?
— Насмотренность. Нужно понимать, что ставят, снимают, быть в курсе происходящего.
— Но невозможно увидеть все, что выпускается. Что делать? Как выбирать?
— Ориентируйся на мнение коллег. Если те, кого ты не любишь, говорят, что это фигня, обязательно смотри. Не смотри то, что они хвалят. Смотри то, что хвалят те, кого ты любишь. У меня есть моя фокус-группа. Это режиссеры и операторы, с которыми я работал в последнее время, и артисты, которых я люблю, которым доверяю. Это все, с кем снимался и в «Вампирах средней полосы», и в «Артисте с большой дороги», и в «Пяти процентах», и вообще во всех последних проектах. Это большинство людей, с которыми мы до сих пор постоянно созваниваемся и общаемся: Артем Ткаченко, Ян Цапник, Ира Розанова. Мы с Ирой, например, играем две главные роли — мужа и жену — в проекте с рабочим названием «Самозанятые». Скорее всего, его переименуют в «Фантазер, или Удивительный мир инженера Лужина». Это очень странный формат, когда соединяется кино, ситком, скетч, а в основе — длинная история. Моего героя увольняют с работы, и они с женой начинают думать, как дальше выживать, и придумывают разные бизнесы. Это стержень, на который все нанизывается, — бесконечные попытки людей найти себя после шестидесяти в сегодняшней жизни.
— Вам за шестьдесят. Не страшно, что вы вдруг когда-нибудь станете не нужны?
— Можно я вам нагло отвечу? Не будет такого! Почему? Потому что я живу в ладу со своим возрастом. Я?играю стариков, дедушек, а с недавних пор и бабушек тоже. И парадокс, что я не чужой для тех, кто моложе меня. То есть им бывает со мной интересно. Они в курсе меня, они понимают меня. Хотя я не стараюсь, задрав штаны, бежать за комсомолом.
Я очень редко адресно выступаю, но вот сейчас не буду себя сдерживать. И должен сказать, что наступает такой перелом в юморе, когда тот, кто уже все заработал на мате, должен подумать, как дальше жить в профессии. Тот, кто в Интернете весь хайп получил только на нецензурной лексике, должен понять, что этот юмор отработал свое. Все, приехала машина и откачала говно. Вызвали ассенизаторов, они сделали свое дело и сказали: «Ребята, дальше старайтесь бумагу не бросать в унитаз». Я?им уже давно сказал: «Давайте так: сначала ищем себя в профессии без матюков, а потом садимся в «майбах». В этом порядке, а не наоборот».
— Кстати, часто получается наоборот.
— К сожалению.
— Что же делать?
— Книжки читать, смотреть и учиться. Я?из тех людей, которые по-прежнему настаивают на том, что актерская профессия — это профессия.
— И тут мы передаем привет Глебу Калюжному, безумно талантливому артисту, вашему партнеру во многих проектах, у которого нет специального образования.
— И Глеб Калюжный прекрасно знает, что образование нужно, и говорю я ему об этом каждый божий день. Но он обеспечивает потрясающую интеллигентную и милейшую семью, в которой вырос. Он взял на себя груз ответственности за большое количество людей и, конечно, боится, что может на четыре года выпасть из этого процесса, кого-то подвести. Я?говорю: «Ищи пути, нанимай частных педагогов. Сейчас есть варианты».
— Вам самому не хочется начать преподавать?
— Я не пойду преподавать. Передо мной есть пример такого педагогического служения. Первый — моя мама. Второй — Игорь Золотовицкий. Человек уже, по-моему, больше 30 лет работает в Школе-студии МХАТ, он ее ректор. Если посмотреть портфолио его учеников, это все первачи... Каждый день Золотовицкий с утра до ночи проводит там. И иногда может себе позволить где-то сняться. Ему просто некогда. Я?этого не хочу. А еще не могу себе позволить преподавать, потому что себя знаю: я же начну страшно переживать и постоянно думать, что они едят, пока я хорошо, вкусно ем, во что одеты, на что живут, чем лечатся и так далее. Мне хотелось преподавать, но я оттолкнул от себя это.
— А самому поучиться чему-то хотелось бы?
— Я учусь, когда снимаюсь. Учусь у своих партнеров тому, что не умею. Есть в профессии вещи, недоступные мне...
— Например? Вы можете заставить плакать и смеяться. Что еще нужно артисту?
— Это связано с нюансами. Вот мы играем спектакль «Игра в «Городки» в МХТ, выходит Любшин, 90 лет человеку. Он единственный, который читает рассказ наизусть, все остальные — по бумажке. Иногда в нем проявляется удивительная степень органичности и естественности, с которой он говорит какую-то очень простую фразу, и в зале начинается смех или, наоборот, гробовая тишина. И это идет не просто от таланта, а от ремесла, от знания себя, своих возможностей, своих ракурсов. Как надо повернуться, как посмотреть, как молчать в кадре, как быть тихим. Вот поорать в кадре — это я лучший, а мне надо учиться молчать. Для того чтобы что-то сыграть, нужно иметь это внутренне, не показывать, а быть. Масштаб личности в кино все равно все определяет. И отсюда появляется фраза, что глаза — это главное в артисте на крупном плане.
— Глаза — это единственная открытая часть мозга. Физиологически так.
— Правильно, и мы через них сканируем человека... Мы сканировали через них Евстигнеева, Смоктуновского. Через эти зоны молчания, когда люди реально не болтали, а чувствовали. Вот это я по-прежнему умею плохо и учусь этому у всех моих партнеров, независимо от их возраста. Потому что мои партнеры, как правило, уже моложе меня.
— У Жени Ткачука была фантастическая история. Алексей Серебряков так захотел с ним поработать, что фактически бесплатно снимался в фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».
— Это очень хороший фильм.
— Да. А есть такие прекрасные молодые артисты, с которыми вы настолько сильно хотели бы сняться, что вас не интересовал бы вопрос денег?
— Конечно, есть феноменальные актеры. Например, Юра Борисов. Я?недавно смотрел пропущенные мною «Серебряные коньки», где он играет главаря банды. Какая роль! Минимум выразительных средств и профессионализм не по годам. Я?сниматься начал в 43 года. Стаж Юры Борисова в кино приблизительно такой, как у меня сейчас, поэтому мы с ним оба молодые артисты. Но его опыт полного метра неизмеримо выше, чем мой.
Женя Ткачук, Макс Матвеев, Саша Яценко — потрясающие артисты. А уж если брать совсем молодых — Ваня Янковский просто грандиозный артист!
— Мне кажется, Иван даже лучше, чем дед Олег Иванович.
— Я бы поспорил и понаблюдал еще какое-то время. Вы не забывайте, выбор в советском кино был достаточно ограничен, тогда фильм снимался полгода-год, поэтому дед мог сыграть за это время один фильм. Олег Иванович был ограничен в выборе материала и во всем остальном. Если бы у Олега Янковского было такое количество предложений, которое у его внука с юности! Вот тогда это было бы честное соревнование. Так что давайте закрепим: Олег Янковский — потрясающий, великий киноактер. Это не обсуждается...
У нас с ним очень интересный случай был. Мы познакомились на премии «Золотой орел». Тогда такой разговор состоялся:
— Олег Иванович...
— Только Олег, никаких Иванычей. А ты — Юра.
— Хорошо... Знаете, не могу забыть один момент в фильме «Служили два товарища»... Вот вы идете, идете в шинельке, а сверху оптический прицел на вас смотрит. И вам стреляют в спину, и вы так оборачиваетесь, как будто кто-то обидел или камень бросил в спину. А вас же уже убили... Вот этот взгляд — как вы это делаете?!
— Это техника.
— Не разрушайте иллюзий!
— Юра, вот смотри. Я?иду. Вот сейчас я сделаю так же, как тогда.
И он мне показал. Раз, повернулся — и у него тот же самый взгляд, который был в фильме, в котором он снялся, наверное, лет сорок назад. Вот это ремесло! Потрясающе. Я?был ошарашен, меня как током ударило. Это была прямая цитата! Человек в смокинге, с бабочкой, с фужером шампанского на роскошном банкете повернулся так же, как солдат, замызганный, заляпанный грязью, в шинели, в поле идущий, которому попадает пуля в спину.
Он был невероятный! Вспоминаю потрясающую картину «Любовник» Валерия Тодоровского с Гармашом и Янковским. Как я тогда ненавидел Серегу Гармаша, потому что мне казалось, там полная идентификация с персонажем! Я?и эту женщину презирал! Я, взрослый человек, как одесский мальчишка, смотрел фильм и думал: «Как можно было изменять Янковскому с этим?!»
— Это такое счастье, что у вас нет профдеформации и вы можете смотреть кино как обычный зритель!
— Да, это действительно счастье! Конечно, потом, когда фильм закончится, он у меня разложится по профессиональным полочкам. Но в момент, когда я перед экраном, я либо не принимаю фильм, либо принимаю, и меня как в воронку засасывает.
— Вы каждый день что-то смотрите?
— Каждый. Не буду говорить, что у меня есть какое-то выделенное для этого время. Я, уставший, ложусь в кровать, у меня есть списочек, чего я еще не посмотрел...
— Списочек, наверное, огромный?
— Ну представьте, каким он может быть, если приблизительная цифра того, что в прошлом году снималось, учитывая платформы, каналы, прокат, сериалы, полные и короткие метры, — 500.
— Сериал «Слово пацана» смотрели?
— Да. И у меня к нему сложное отношение. Крыжовников — грандиозный режиссер, он владеет профессией невероятно. И время там передано точно, оно в одежде, в артефактах, в улице, в общении. Я?это очень ценю, ведь всегда тоскуешь по правде. «Слово пацана» — потрясающая работа, это я вам человек из этого цеха говорю. Если вы спросите, хотел ли я там сняться, сыграть какого-нибудь дедушку, или директора школы, или какого-то избитого старика, я бы ответил: «Да!» Есть режиссеры, у которых все равно кого играть. И Жора Крыжовников — один из них.
Но если вы спросите, принимаю ли я этот сериал, я бы сказал: «С оговорками». Как человека меня смущает волна, которая началась. Не знаю, пошло уже или еще нет подражание фильму и попытки возродить этот способ жить на улице в маленьких городах российских? Не становится ли это принципом, по которому надо объединиться? Мое переживание тут родительское.
— Сейчас удивительный период — можно сказать, что рождается новое российское кино.
— Когда мы начали проект с рабочим названием «Самозанятые», о котором я уже упоминал, группа нормально прошла подготовительный процесс, но мы не нашли ни одного свободного павильона в Москве, где могли бы построить квартиру. Их нельзя было забронировать на три месяца вперед! Количество съемок такое, что я просто не могу передать. Когда ты видишь перемещающиеся по городу актерские домики на колесах, у тебя ощущение, что часть Москвы едет на съемки, а часть просто переезжает с одной площадки на другую.
А когда я снимался в роли Брежнева в «Олимпиаде», мы заехали черт знает куда, во Дворец культуры какой-то, а там уже на первом этаже шли съемки. Мы заняли второй этаж. На задворках тоже были киношники. Сегодня Москва — это Болливуд. У меня ощущение, что весь город — одна большая съемочная площадка. Я?не знаю, где еще такое количество фильмов сейчас снимается, как в Москве.
— Надолго хватит этого забега, азарта, денег?
— На ближайшие три года я вижу перспективу, вектор вниз не пойдет.
— Как выбрать, где сниматься, а где нет?
— Ты не можешь все просчитать. Иногда достаточно имени режиссера. Но есть случаи, когда хочется знать больше. И тогда я выслушиваю мнение тех, кого тоже пригласили. Потому что себя знаю: я могу очароваться, читать сценарий, уже играя его в воображении. Придумываю что-то интересное, и мне потом жаль расставаться... А потом прихожу и вижу: режиссер слабый, денег нет, то есть их не видно в кадре. Ты видишь, что это совсем не та локация, не та квартира, которая должна быть, не те костюмы. А ты уже «попал» — договор подписан. Поэтому надо поболтать заранее с партнерами: «Ты читал? Как тебе?» И конечно, просто необходимо, чтобы прочитала жена.
— Часто она обламывает ваши мечты и ожидания?
— Да, Лена часто говорит: «Не нужно тебе это», — и приводит очень разные аргументы. Иногда такие, которые нельзя озвучить, но они самые точные.
Был случай, когда мне казалось, что неплохо должно получиться, а потом я сидел в зрительном зале на просмотре и думал: «Мама, роди меня обратно, что я наделал!» Я?с перебором реагирую, когда вижу, что не получилось. Мне кажется, жизнь кончилась, позор, стыд, из профессии надо уходить.
— Каким способом вы выходите из такого состояния?
— Если вляпался, мой следующий проект будет как исправительные работы. Я?буду очень хорошо «сидеть», как в тюрьме. «Отсижу» так, чтобы попасть под помилование — так буду сниматься, так стараться, чтобы заработать профессиональную реабилитацию! И это успокаивает. Я?же не пью. Так бы можно было бы нажраться с горя, в запой уйти.
— Вы так часто в своих интервью говорите, что не пьете, а как же снимаете стресс?
— Ну вот что значит я не пью? В завязке и не пью — это разные вещи. Я?никогда не был в завязке, потому что не был пьяницей. Могу выпить в неделю 50 граммов виски для настроения, и этого достаточно.
А как я снимаю стресс? Тяжело. Не снимается. Стресс гнать надо от себя. Я?иду в мастерскую, у меня там лежат всякие заготовки, долго на них смотрю, и вот наступает день, когда прихожу туда, беру кусок дерева и начинаю с ним чего-то делать. Причем иногда не знаю даже, что получится. Когда работаю руками, я быстро абстрагируюсь. В это время ты не думаешь ни о чем, кроме этого конкретного дела.
— Какие ваши столярные достижения? Я?видела ваш прекрасный столик, который вы сделали из корня туи.
— Да, это красиво. Я?его подарил другу... Еще сделал набор напильников с ручками из рога оленя. Я?ножи в последнее время делаю и знаю — все на подарки. Это такая часть мужского коллекционирования. Я?все время чего-то мастерю. Но времени мало. Если у меня смена заканчивается, я домой приезжаю в 11 вечера. Ну какая мастерская?
— Насколько вы спонтанны в том, чтобы удовлетворить какие-то свои желания? Хочется поесть — поел, хочется погулять — погулял...
— Я абсолютно спонтанный.
— В этом кайф?
— Конечно! Какой кайф нарушить диету! Потрясающе... Но рядом есть жена, и это проблема: она не ослабляет контроль над количеством съеденного и выкуренного. Она все время говорит: «Количество съеденного — вот главная проблема. Ну посиди 20 минут после еды: а вдруг ты наелся?»
— Что вы еще любите? Куда вас еще спонтанно может потянуть, кроме холодильника?
— Что-нибудь купить. «Что-нибудь» — здесь главное слово.
— В Интернете?
— В Интернете. Я?идеальный объект для любой рекламы. Столько ее сам сделал и про нее знаю все, но ведусь на картинку. А вы же знаете, Интернет отслеживает пристрастия. Посмотри два раза ножик — и все, ты завален картинками ножиков. Вы не представляете, это невероятный бизнес в России, оказывается, столько потрясающих мастерских, где их делают.
Иногда я тайно что-то заказываю в Интернете, чаще всего это «игрушки» для мастерской. И тогда главной задачей становится забрать это незаметно на охране ресторана. Мне все время что-то привозят — какие-то стамески, лобзики, пилочки, деревяшки...
— Потом покупку можно забрать, гуляя вечером с собачкой.
— Нет, схема другая: поздно возвращаешься со съемки, бросаешь это в машину водителю, который возит тебя на площадку, и говоришь: «Серега, пусть у тебя полежит один день, отдашь завтра». Чтобы я пришел и все видели — я с пустыми руками.
Еще можно зайти внизу через другую дверь или сказать: «Ой, я, кажется, забыл выключить свет в мастерской», — быстро зайти туда и закинуть, что купил. В основном все покупки связаны с мастерской. У меня пристрастия простые.
— Что-то я не пойму: а почему это тайна? Разве инструменты для мастерской — что-то противозаконное?
— Да нет, просто это бессмысленно. Лена знает, у меня уже есть двенадцать этих стамесок и всяких других подобных штук, мне не надо тринадцатую, четырнадцатую.
— А если хочется?
— Значит, жена подозревает, что это психологическая проблема.
— Вы, по сути, покупаете не инструменты, а снятие стресса.
— Да, я покупаю снятие стресса. Как в том знаменитом американском фильме, когда вышедшей в тираж артистке муж говорит: «Ну что, пойдем в магазин улучшать настроение?» Во-первых, она что-то купит, во-вторых, ее будут узнавать.
— Какие у вас еще страсти?
— Машина. Я?первый в Московском Художественном театре пересел на электромобиль и буду всем доказывать, что лучше его нет. Это другое измерение. Мне нравится, когда я себя чувствую моложе. А это — инновационная штука, я иду в ногу со временем. Нравится, что я не старый Пер Гюнт, который рассказывает всем, что машина должна ездить только на солярке. У меня гаджет на колесах. И интересно в нем разобраться, а это очень тяжело. Для того чтобы подогреть сиденье, необходимо входить в бортовой компьютер, а не просто на одну кнопку нажать. И зеркала повернуть тоже можно только через компьютер.
— Думаю, вы читали что-то на тему восстания машин. Вас это не пугает?
— Нет, конечно, я же возглавлю это восстание машин. И будет у машин один друг среди людей — это я.
— А вы фантазер!
— А как же, и мне нравится. Ты живешь как бы впереди других. Еще только-только люди присматриваются, а ты уже фактически в будущем!
— У вас, наверное, умный дом?
— Нет, по хлопку у меня не открываются занавески, и я на большом расстоянии с телефона могу только прогреть автомобиль. Я?не включаю отопление и кондиционеры через телефон. Дом должен быть уютным, теплым, должно чувствоваться, что в нем живут люди, у которых есть то, что они любят, в том числе их прошлое.
— Вам как-то удается и прошлое не терять, и с будущим иметь связь, и в настоящем находиться. Не у всех это получается.
— Я не ставлю такой цели. Для меня это органичное существование.
— А вы ставите вообще какие-то цели? Как-то мне один артист сказал: «У меня только цели и планы, я не мечтаю, мечтают только инфантильные люди».
— Ну как можно не мечтать? Как тогда ты засыпаешь, если не мечтаешь?
— О чем вы мечтаете, когда засыпаете?
— Например, о том, что я в лесу, там ужасно холодно. Я?открываю инновационную палатку, ставлю ее в этом снегопаде, и из другого рюкзака достаю потрясающую маленькую печку. Собираю ее, в специальную дырку высовываю трубу. У меня раскладная пила, которой я напилил дрова. Снег идет, холодно ужасно, минус 20. Я?ставлю градусник рядом с этой печкой, начинаю ее топить. Потом становится все теплее и теплее в этой палатке. Ветер воет, а в ней уже совсем тепло, там специальная термоизоляция. Я?залезаю в спальный мешок, ложусь на свою маленькую раскладушечку. На улице уже минус 30, мне в моей палаточке тепло. Я?представляю, как засыпаю в палатке, а в реальности засыпаю у себя дома на удобной кровати.
На следующий день, засыпая, я думаю: «Где-то здесь медведь-шатун».
— У вас сериальное мышление.
— Да. Дальше идет история про медведя. Другой кейс открываю. Ну и так далее и тому подобное. Я?очень часто представляю, как выживаю. Всегда придумываю, какой должен быть у человека набор инструментов, что нужно иметь в рюкзаке, чтобы выжить месяц в лесу. Это из детства все идет на самом деле. Детские страхи и детские мечты. И привычка мысленно собирать рюкзак и все продумывать — оттуда. Если вы думаете, что я такой один, войдите в Интернет и наберите простую фразу: «Выжить в лесу в минус 25» или «один в лесу зимой в палатке». У этого контента миллионные просмотры.
— Чем вы отличаетесь от того мальчика с его страхами? От ребенка, который горько переживал, что нельзя забрать найденного на улице щенка?
— Ничем. Когда вы говорите, в чем секрет моей актуальности, так он в том, что я постарел только по паспорту, внешне и по здоровью. Ну и нажил какое-то количество радости, неприятностей, счастья и беды, которые формируют меня как человека и артиста. Потому что артиста, особенно комедийного, формирует не веселье, а беда и количество пережитого. Только так. А по сути я тот же.
— Совсем скоро вы будете участвовать в мультиформатном проекте «Жванецкий», посвященном его 90-летию. Все построено так: сначала — гала-концерт, где рассказы Михаила Михайловича читаете вы, Маковецкий, Золотовицкий, Вдовиченков, Гришаева, Калюжный и многие другие, а потом, в конце весны, — премьера художественно-документального фильма. Думаю, будет очень интересно.
— Ну для меня Жванецкий не рифмуется со словом «интересно». Для меня Жванецкий рифмуется со словами «родное», «дачное».
— Сколько лет вы дружили с Михаилом Михайловичем?
— Дружили мы мало, а любили друг друга много. Мы редко виделись. Но когда виделись, встречались как два очень важных друг для друга человека. Ну, во всяком случае, он как очень важный для меня человек, а я чувствовал, что Жванецкий меня ценил и выделял. Он этого никогда не скрывал. У меня хранятся какие-то его написанные для меня с юмором, но чрезмерно комплиментарные странички. В таких превосходных степенях никто никогда не говорил обо мне. Это то, что успокаивало маму.
Но он меня и критиковал. Как-то увидел не очень удачный фильм, в котором я снялся, и сказал: «Ну что, Стояныч, завязывай ты с желанием побыть трагиком. Надевай парик, сиськи и иди играть своих теток и смешных дядек, ты это делаешь лучше всех».
Его все время бесило во мне одно качество, которое я никак не мог преодолеть.
— Какое?
— То, что я не иду на такое общение — чаи гонять, водочки выпить, раков поварить и покушать. Не мог я перейти на «ты» и стать завсегдатаем в его доме. Что-то все время мешало, скорее всего, мое преклонение перед ним. Я?не перешел этой черты. А очень много людей были своими в его доме. Я?им не стал. Но мне важно, что он думал обо мне как об артисте, а не о человеке, с которым хорошо выпить и закусить.
— Кто-то из ближайших друзей Михаила Жванецкого сказал, что большая часть того, что он делал, — для женщин.
— Это абсолютная правда. Потому что женщины в его жизни — огромная часть его творчества, попытка их понять, дать им оценку, почувствовать себя на их месте. Вот эта его великая фраза: «А все-таки интересно, что они чувствуют...» Его не покидало желание их изучить. Это огромная часть его творчества и его личной, душевной и физической, извините, жизни.
— Знаменитым он стал ради женщин?
— Слушайте, как будто бы только он один!
— И вы тоже знаменитым стали ради женщин?
— А для чего, как вы думаете, я изначально выбирал эту профессию? Ради того, чтобы нравиться девочкам, а потом женщинам. Ну ради чего еще? Сеять разумное, доброе, вечное? Нести свой крест? «Идите в театр и умрите в нем!» — это не обо мне. Нет! «Идите в театр, посмотрите на меня и влюбитесь в меня!» — моя личная формула.
— То есть вы стали знаменитым ради женщин?
— Да, я стал знаменитым ради женщин... Жванецкий как-то сказал мне фразу: «Юрка, ты абсолютно повторяешь мою судьбу. Надо родиться в Одессе, помучиться в Ленинграде, а потом красиво жить в Москве». И я действительно полностью повторяю этот его путь.
— Юрий Николаевич, ваша узнаваемость просто фантастическая, с каждым новым интервью карьера все круче развивается. Нагрузки все больше. Есть секрет, как при таких энергозатратах сохраниться?
— Существуют законы сохранения себя. Они рефлекторные и неформулируемые. Внутри кто-то тебе говорит: «Стоп-стоп-стоп, дальше лучше сыграй. Не уходи так глубоко». Потому что потом вернуться будет трудно. Или что-то тебе говорит: «Так-так-так, вот давай на этом дубле уже так не бегай, не надо, не надо, спокойнее, осторожнее».
Или кто-то тебе внутри шепчет:
— Опа, старик, ты пришел на фотосессию, а видишь проблемки в кадре?
— Вижу.
— Давай-ка мы не пожрем недельку, а? Давай-ка мы поаккуратнее будем.
Потом еще: «Юра, ты заметил, когда ты ходишь в бассейн часто, себя лучше чувствуешь».
И счастье, что, кроме твоего внутреннего голоса, кое-что говорит моя жена. Обычно это самое важное: «Давай мы поедем отдохнем».
Она чувствует, когда мне это необходимо. Что значит отдых? Я?возьму с собой ноутбук и маленькую гитарку — у меня есть такая, совсем крошечная, которую можно перевозить с собой. И я обязательно чего-то там на отдыхе напишу. Потому что, если я отдохнул бессмысленно, то есть просто попу грел на солнце, это не радует. Сочиняя в отпуске что-то, я извиняюсь перед Богом. Потому что мне кажется, что, отдыхая, изменяю своему прошлому. Ведь когда не было работы, я себе очень многое задолжал. Я?тогда не мечтал о свободном месяце, а жаждал, чтобы не было ни одной свободной секунды.
— Где вам прекраснее всего отдыхать, в какой точке мира? Я?знаю, что раньше таким местом был тихий домик в Финляндии.
— Сейчас, когда Финляндии нет, очень хорошо расслабляться в четырех километрах от МКАД. Просто дома, в мастерской, где инструменты, в кабинете, где гитары и мои вещи. Я?правду говорю, не кокетничаю. Вот мечтаю еще съездить отдохнуть на Алтай. Именно съездить, не слетать, и получить эти впечатления из окна автомобиля. Вот мой друг Эдик, тот самый хозяин ресторана, про которого я вам рассказывал, как-то сел в машину (есть у него дом на колесах) и проехал Россию от Москвы до Алтая. Как же я хочу с ним повторить этот проезд, вы себе не представляете!
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
 
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
     
    
     66.00 
66.00 
    
